ул. Моховая, д.31
Санкт-Петербург

Северо-Западный центр аудита и экспертизы

Расширение списка маркируемых товаров может привести к снижению конкуренции и росту цен

Как сообщают в СМИ, список товаров, требующих маркировки, может быть расширен. Эксперт НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ объяснил, почему данное решение повлияет на конечную стоимость товара и с какими проблемами может столкнуться бизнес.Перечень товаров, которые необходимо будет маркировать, вырастет почти в два раза. По данным СМИ, соответствующее распоряжение подписал глава кабинета министров России Дмитрий Медведев, оно будет направлено на рассмотрение в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). К новым категориям маркируемых товаров относятся мясные и рыбные продукты, бакалея, бытовая техника, детское питание, растительные масла, бытовая химия, косметика и безалкогольные напитки.

Помимо этого стало известно, что системой маркировки, решение о формировании которой было принято еще в 2017 году, будет заниматься Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Данная компания на 50% принадлежит структуре USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, еще по 25% – у «Ростеха» и Александра Галицкого. Сейчас ЦРПТ занимается маркировкой табачной продукции.

Эксперт по логистике, руководитель консалтинговой группы «Логистика. Бизнес. Решения» Вячеслав Белобжецкий в беседе с НЕВСКИМИ НОВОСТЯМИ отметил, что расширение перечня маркируемых товаров создаст дополнительные сложности для компаний-импортеров, производителей и продавцов такой продукции.

«Компании понесут расходы на покупку, установку и обеспечение определенного оборудования, а также на подготовку персонала. Возможны некоторые изменения в цепях поставок, так как необходимо будет должным образом наносить маркировку, например, на импортную продукцию она должна быть нанесена до момента пересечения границы. Думаю, что особенно ощутимо это будет для компаний, импортирующих товары не очень большими объемами», – рассказал Белобжецкий.

Он добавил, что расширение списка маркируемых товаров предполагает повышение общего уровня качества изделий, но при этом важно понимать, что контроль будет распространяться только на легальную продукцию.

«Механизм сработает на качество только в том случае, если до потребителя не будут доходить  контрафактные изделия, продукты, которые производятся подпольно. То есть маркировка – это барьер для тех, кто идет легальным путем, но при этом законные методы контроля не могут повлиять на качество подпольной продукции. В то же время официальные товары просто сохранят то качество, которое у них было ранее, так как производились они легально», – поделился  эксперт.

Кроме того, Вячеслав Белобжецкий объяснил, что ряд предпринимателей, находясь в правовом поле, могут закупать маленькие партии товара, например, постельное белье, которое необходимо маркировать.

 

«Важно понимать, что никто не промаркирует белье в таком случае, но качество товара может быть вполне хорошим. Это значит, что потребители вынуждены будут приобретать эти товары в крупных сетях, которые закупают их большими объемами и закладывают в стоимость продукции свою наценку. Так как у нас практически нет конкуренции между сетями, то цена в любом случае будет выше, чем та, что была бы у непромаркированного товара в маленьком магазинчике.

Прежде всего, от этого пострадают микро и малый бизнес, при этом предприниматели могут легально завозить и оформлять товар, делать декларацию или сертификацию, платить налоги, но все равно им не удастся данную продукцию замаркировать. Это система неподъемна с точки зрения издержек, так как маркировка, в первую очередь, нацелена на крупных игроков рынка. Как результат предложенные изменения приведут к снижению конкуренцию и росту цен на продукцию из расширенного списка», – подытожил Вячеслав Белобжецкий.

Добавим, что в России также может появиться единый каталог товаров, который подлежит обязательной маркировке. У каждого продукта будет свой уникальный код, а вся информация по изделию будет храниться  в единой информационной системе маркировки. Помимо этого Минздравом было выдвинуто предложение о создании специальной ЗОЖ-маркировки, которая будет наносится исключительно на полезные продукты российского рынка. Одним из рабочих вариантов для маркировки данной продукции является символ «Здоровое питание».

Автор: Мария Фоменко

Получите бесплатную консультацию специалиста по вашему вопросу!

Оставьте номер телефона и мы с радостью перезвоним вам!

Отправьте заявку

Оставьте Ваш номер телефон, мы с удовольствием перезвоним!