ул. Моховая, д.31
Санкт-Петербург

Северо-Западный центр аудита и экспертизы

Маркировка: не вовремя и ни к месту

С Нового года запрещен оборот немаркированных товаров легкой промышленности. Участники рынка легпрома о маркировке товаров говорят с негодованием. И дело не только в материальных затратах в виде марок - 60 копеек за штуку товара, но и переналадке всех программ, покупке оборудования, что выливается в круглые суммы.

  

В системе "Честный знак", по данным организаторов, зарегистрировалось уже 63 793 участника сектора легкой промышленности. Всего в России по данным Минпромторга 283 тысячи предприятий легкой промышленности: они производят швейные изделия, обувь и кожгалантерею, из них малых - 45 тыс. Как отмечает Светлана Молчанова, президент Союза производителей изделий легкой промышленности, это достойные цифры - достаточно много предприятий уже внедрили и внедряют маркировку, несмотря на трудности. Отвечает за этот процесс Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), учрежденный структурами олигарха Алишера Усманова и "Ростехом" Сергея Чемезова, выделяет категории тех, кому необходима маркировка товаров: производителей, оптовиков, розничных продавцов и экспортеров. Для каждого из них есть соответствующий раздел на сайте Честного знака. И все они обязаны применять маркировку с 1 января 2021 года. Впрочем, немаркированные остатки товара можно продавать до 1 февраля.

Участники оборота товаров будут обязаны вносить в систему Честный ЗНАК сведения о маркировке товаров легкой промышленности, а также о вводе в оборот, их обороте и выводе из оборота.

На сайте "Честного знака" размещены обучающие видео по маркировке. В перечне действий - около 40 операций.

Денег мало

"Вот мы сейчас этим как раз и занимаемся, - рассказывает владелица сети магазинов женской одежды, - но, вцелом, мы не готовы", - констатирует предпринимательница. Вскрылись всякие сюрпризы. Оказывается, чтобы теперь иметь возможность перебрасывать товар от одного ИП на другое, принадлежащие одному собственнику, нужна специальная перенастройка программ. Также проблема в том, что часть магазинов использует онлайн-кассы и другое оборудование компании "Эвотор", часть - на 1С. Компании, которые обслуживают кассы, хотя и начали работать с 4 января, но все равно не успевают с переналадкой оборудования, хотя база торговых точек готовилась с ноября.

 

Московский рынок "Садовод"

"Кроме того, денег мало, в декабре - и это было впервые, чтобы магазины в некоторые перед Новым годом работали с нулевой выручкой", - отмечает владелица магазинов. На одну кассу, чтобы перенастроить оборудование под маркировку, уходит 12-13 тысяч рублей. "Что-то из оборудования у нас уже было, принтеры, считыватели штрих-кодов, но у коллег уходит от 30 до 70 тысяч рублей по переоснащению одной точки", - уточняет бизнесвумен и добавляет, что как раз в эти дни компания приступает к обучению продавцов.

Однако, многие предприятия малого бизнеса пока даже не приступали к маркировке товара, пока только обсуждают тему в профильных чатах. Этим пользуются мошенники - активизировались "общественные организации", которые совершают обходы небольших магазинчиков и стараются проверить, торгуют ли они немаркированным товаром, вымогают деньги, в противном случае грозятся "написать в Роспотребнадзор".

Промышленники не рады

У производственников настроение в связи с маркировкой также не очень. Например, обувь должны были начать маркировать с 1 июля прошлого года. "Отношение к этой истории негативное, посмотрите на цели маркировки, заявленные на официальном портале ЦРПТ - хоть одна из заявленных достигнута? - комментирует Вадим Бочкарев, генеральный директор петербургского обувного предприятия "Скороход". - Нет. Достигнута только одна цель - налажены поборы с бизнеса по 50 копеек за марку. И кто-нибудь за это несёт ответственность? Нет".

"Обувщиков спрашивать - это нарываться на раздражение, - продолжает Вадим Бочкарев, - а у многих переходящее в агрессию. ЦРПТ не понесло никакой ответственности даже за прошлогодний коллапс с маркировкой лекарств, а уж на мнение обувщиков и их замечания - с высокой колокольни наплевать. Они ведь занимаются цифровизацией и внедрением перспективных технологий, несут, так сказать, свет в дремучую промышленность. И более того, эта ЦРПТ, на поверку оказывается ещё и не госструктура, а просто коммерческая контора. Не интересно это даже обсуждать", - в сердцах добавляет промышленник.

Избавить страну от черного нала

Светлана Молчанова добавляет, что главная цель кампании по маркировке - избавить страну от черного нала. "Сейчас даже стоит большая цель - узнать, выжила ли легкая промышленность после пандемии, - говорит президент Союза производителей швейных изделий, - как происходит движение денег и товаров на рынке товаров легкой промышленности. Это касается не только России".

Узнать, какую наценку, например, делают оптовые и розничные продавцы - и сделать "как в Европе" - не 300% наценки, а "цивилизованные" - 15%. Начали все это в условиях пандемии, когда черный рынок увеличился. По некоторым подсчетам 70% оборота товаров легкой промышленности приходится на черный нал.

 

Светлана Молчанова, президент Союза производителей изделий легкой промышленности

Если пищевка и оборонка еще "как-то контролируется государством", то легкая промышленность "развивается сама по себе" и маркировка должна упорядочить это движение. Прежде всего, на розничных рынках, среди которых самый крупный - рынок "Садовод" в Москве. Интересно, как там внедряется маркировка?

Светлана Молчанова подчеркивает, что в Петербурге, по подсчетам Союза, действует 26 предприятий легкой промышленности, швейные предприятия, например, загружены своими и чужими коллекциями. Торговля за последний год сильно упала, однако помогли новые направления, например, в три раза выросло производство медицинских изделий. "Здорово, что наше государство, в основном, прекратило китайские поставки. Китайцы уже заказывают куртки и комбинезоны на наших предприятиях", - привела пример президент союза, но назвать конкретные предприятия отказалась, мотивируя коммерческой тайной.

"Маркировка нужна только тем, кто зарабатывает на ней безумные доходы, - говорит Надежда Тушакова, председатель совета директоров АО "Большой Гостиный двор", - а в жизни она ничего не даёт, огромные трудозатраты и материальные затраты, многие предприниматели уходят с рынка, в результате - сокращение ассортимента и рост цен. Передел рынка".

Справка "СДП": Маркировка товаров ― масштабный проект, имеющий государственную поддержку, который призван обеспечить прозрачность экономики для государства. Из-за серых игроков бюджеты всех уровней в России по разным оценкам не получают 22 млрд рублей налогов, а доля контрафакта, например, в обуви оценивается в 10–35% в зависимости от сегмента. Маркировка гарантирует для покупателя легальность товара на полке.

Производитель должен ставить на каждый товар уникальный код DataMatrix, и потребитель, просканировав его, сможет убедиться, что товар легальный. Предполагается, что государство будет видеть весь путь товара от создания до конечного владельца.

Коды для новых товаров стоят 50 копеек без учета НДС (согласно постановлению правительства № 577 от 8 мая 2019 года).

Получите бесплатную консультацию специалиста по вашему вопросу!

Оставьте номер телефона и мы с радостью перезвоним вам!

Отправьте заявку

Оставьте Ваш номер телефон, мы с удовольствием перезвоним!